В большинстве случаев навык курения приобретается в подростковом возрасте и к возрасту 20 лет определяется статус курильщика.
Начальным побуждающим фактором служит психосоциальный, тогда как фармакологические эффекты неприятны. Однако в дальнейшем под влиянием продолжающихся психосоциальных факторов начинают проявляться приятные фармакологические эффекты никотина, в результате чего развивается привыкание. Таким образом, к психосоциальным причинам присоединяется так называемое фармакологическое удовольствие. Повышается потребление табака и усугубляется вдыхание табачного дыма. По мере взросления уменьшается значимость психосоциальных факторов и доминирующими становятся желание и потребность в никотине. При поступлении в организм больших количеств никотина у курильщика с целью избежать симптомов отмены постепенно возникает пристрастие к курению, т. е. потребность в поддержании постоянной концентрации никотина в крови (t)1/2 составляет 2 ч).
Таким образом, большинство из тех, кто начал курить из-за желания выглядеть сильным или взрослым или из-за того, что курят все его друзья, приобретают зависимость к никотину, определяющую стабильность их статуса курильщика.
Экстраординарность этого «приятного» препарата (никотин) можно суммировать следующим образом: «Женщина — это только женщина, а хорошая сигара — это Сигара» (R. Kipling (1865—1936)).
При эмоциональных стрессах увеличивается число выкуриваемых сигарет, но они нечасто заставляют начать курить некурящего человека. В отношении потребления табака, как и алкоголя, важное значение имеют социальные факторы.
Не следует серьезно воспринимать необоснованные и бездоказательные объяснения о важности курения при психическом напряжении и утверждение о том, что при психических стрессах курение снимает его или что частое курение служит признаком психического напряжения.